Статьи

Статья

«Использованию магнитного стимулятора MAGPRO и методики PNF»

В рамках сотрудничества «Rexab &Co» и «Инфомед» 18.03.2017 Совместный проект  компаний «Rexab &Co» и «Инфомед» по «Использованию магнитного стимулятора MAGPRO и методики PNF».

На данный момент в проекте участвует два человека.

Мужчины 47 и 35 лет

В первом случае : У пациента 2010 после падения поставлен диагноз посттравматическая энцефалопатия, без шансов на восстановление локомоторных функций, однако пациент в течении первого года, после травмы,  начал вставать самостоятельно и научился ходить. Надо отметить что до настоящего момента ( декабрь 2016 года), никаких реабилитационных мероприятий не проводилось.

У пациента нарушен контроль равновесия, таз находится в антефлексии и сильно наклонен вправо вниз, в результате чего отмечается сильное укорочение левой стороны туловища и конечности. Пациент в первый свой визит, без поддержки или опоры не может встать из положения сидя, садится без контроля с падением назад, не в состоянии стоять ровно без поддержки, повороты вправо и влево вызывают потерю равновесия, не может распределять равномерно опору на обе ноги, в ходьбе затруднены начало и остановка, а так же изменение направления движения крайне затруднительны, локомоторный акт не физиологичен. Различия в объеме мышечной массы между правой и левой н.к., нарушение тыльного сгибания стопы на двух ногах, преимущественно на левой, гипертонус мышц задней поверхности левой голени, нарушен моторный контроль нижних конечностей (преимущественно левой) и мышц кора.

На данный момент с пациентом проведено 7 (в среднем раз в две недели) занятий по методике PNF, последнее проводилось совместно с Magpro (в начале Magpro в течении 1 часа, затем с перерывом в 20 минут PNF)

По результатам совместного использования этих двух методик у данного пациента, в процессе занятия PNF по сравнению с предыдущими занятиями, отметилось ускорение мышечных реакций, повышение моторного контроля и постуральной осознанности, однако надо отметить что обе процедуры с таким коротким перерывом крайне тяжелы физически для пациента, возможно целесообразно было бы их использовать с большим разрывом во времени.

Важно упомянуть , что занятия PNF  с разрывом в две недели к сожалению продиктованы техническими проблемами, у пациентов с такими патологиями целесообразно  их проводить два раза в неделю. Очевидно, что результаты в таких условиях были бы заметно лучше.

Во втором случае: у пациента в 2016 г. перелом Th6/7 (с полным разрывом спинного мозга ), перелом правой лопатки, множественные переломы ребер справа и слева, контузия легкого. На поврежденном сегменте позвоночного столба проведена реконструктивная операция с постановкой металлоконструкции.

Отсутствие чувствительности ниже повреждённого сегмента,  отсутствие контроля тазовых ф-ций, нарушение полного объема дыхательных движений, неспособность удерживать тело в вертикальном положении сидя без помощи рук или поддержки, нижняя параплегия, повороты на бок, на спину затруднены.

Жалобы больного: слабый вдох (недостаточно воздуха), боли в месте травмы позвоночного столба при езде в автомобиле,  неспособность удерживать  тело в вертикальном положении без помощи рук, снижение уровня  качества жизни.

Задачи: стимулировать и включить в работу всю дыхательную мускулатуру, улучшить осознанный контроль над диафрагмальным  дыханием, включить в работу мышцы кора и обучить пациента контролю тела в вертикальном положении сидя, что в свою очередь поднимет уровни  качества жизни и социализации пациента.

Процедуры Magpro проводятся три раза в неделю, PNF один раз в две недели эти процедуры проводятся отдельно друг от друг во времени. Помимо этого пациент выполняет упражнения для н.к. на оборудовании с БОС.

Даже после первого занятия PNF был получен заметный отклик со стороны двигательных единиц.  При присоединении к PNF  Magpro  , активнее стала восстанавливаться дыхательная мускулатура в том числе и осознанный контроль над дыханием, так же был отмечено ускорение вовлечения в работу мышц кора в течении одного занятия PNF. Повороты на бок и живот не вызывают затруднений, пациент лучше стал контролировать тело во время поездок в автомобиле (боли в месте травмы  исчезли), отмечается хорошо контролируемое диафрагмальное дыхание. Зона чувствительности сместилась вниз по передней поверхности на 10 см, по задней на 15см. Так же коллеги отмечают положительные изменения во время работы с пациентом на оборудовании с БОС.

Автор: Журавлев К.Д. ООО «Рехаб и Ко» ©

Должна ли сидеть сиделка?

За долгие годы работы с тяжелобольными пациентами, перенесшими инсульт, черепно-мозговые травмы и травмы спинного мозга и т.п., я неоднократно сталкивался с необходимостью привлечения к работе с такими пациентами так называемых сиделок (нянечек). В 90% случаев, и это крайне оптимистичный процент, сиделки были абсолютно некомпетентны.   Они, что называется сидели, в прямом смысле слова, рядом с пациентами т.е. кормили, поили, меняли постельное белье, памперсы и сидели, сидели…  Телевизор и мобильный это их основной интерес, но не пациент. На неуверенные просьбы родственников на какие -то дополнительные действия с подопечным, они утверждали, что все необходимое делают или сделали это днем, когда родственников не было дома или в палате.

«Так в чем же дело?» —  спросите Вы. «Неужели от сиделки требуются какие-то специальные навыки?» — это неквалифицированный труд и все что нужно это сидеть и смотреть за пациентом, что бы чего ни будь не вышло.

Начнем по порядку. Да это неквалифицированный труд и от сиделки по закону не требуется специального образования, но… 30 и более лет назад в России и СССР сиделок не готовили, но они были, назывались они санитарками или нянечками, в дореволюционной России-сестры милосердия. Главные их отличия от современных сиделок в том, что начинали они свою работу в больницах и госпиталях, где были врачи и медсестры — люди со специальным образованием, которые обучали нянечек всему необходимому в процессе своей работы. В свою очередь нянечки наблюдая за работой своих старших, по профессии коллег, обучались практическим особенностям работы с такими пациентами.

Что же представляет собой современная нянечка? Женщина глубоко не среднего возраста, уставшая от своей жизни и нехватки средств. Зачастую плохо говорящая и понимающая русский язык, не имеющая ни малейшего отношения к медицине, набирающая опыт работы с тяжелобольными пациентами в процессе работы с ними, правда опыт этот ничего не стоит, так как никто ей ничего не показывает и не рассказывает, а специализированной литературы на эту тему у нас почти нет, в лучшем случае учебник для медсестер по уходу, но к сожалению его  медсестры-то не все читали…

Что же должна знать и уметь нянечка и почему все же нянечка, а не сиделка.

Первое -нянечка НЯНЧИТСЯ: учит пить, есть, говорить — все как с детьми. Основная задача «нянченья» с детьми та же, что и с пациентами — научить их быть самостоятельными.

Второе — не просто сидеть, присутствовать, а наблюдать за пациентом, за его дыханием, кожными покровами, пульсом, взглядом, психологическим состоянием. Следить за регулярностью отправлений, за их, прошу прощения, качеством и количеством, за положением пациента в постели, за состоянием этой постели. Важно уметь не выполнять все за пациента, а побуждать его к самостоятельным действиям, в доступных ему пределах.

А вот например — УКЛАДКИ, спросите у любой современной нянечки что такое укладка… за 20 с лишним лет своей работы я встретил только двух нянечек которые знали, что это и как это делать. Обе были бывшими медсестрами работавшими и учившимися еще в советское время. Как правильно посадить пациента, не вывихнув ему плечо, как правильно его обучить поворачиваться на бок, живот, как правильно использовать в жизни здоровые работоспособные конечности пациента, в конце концов профилактика образования пролежней, уход за ротовой полостью, личная гигиена, а в ответ мертвая тишина…  Они этого не знают и не могут знать потому что это неквалифицированный труд и специальных навыков, по закону, не требует, а значит заниматься этим может кто угодно.

 

Вы  спросите, а зачем им это  знать и уметь, ведь родственники приглашают массажистов, инструкторов ЛФК, логопедов. Да приглашают, но сколько часов в день/неделю работают эти специалисты с пациентом? Час два в день/неделю? Младенец не умеющий поворачиваться на бок, живот, ползать, стоять, ходить — постоянно стремится научиться этому, совершая бесчисленное количество повторений каждый день, час т.к. здоровый детский организм без накопившихся болезней и ошибок побуждаемый рефлексами и инстинктами старается стать независимым.

А пациенты зачастую опускают руки и не хотят бороться, мало того у них есть объективные проблемы, тормозящие процесс восстановления и возвращения в самостоятельную жизнь, что кстати не всегда возможно в полном объёме. Основная задача нянечки побуждать стимулировать, создавать благоприятные условия для реабилитации. Убежден и неоднократно утверждался в этом во время своей работы, что качественный и грамотный ежедневный уход повышает шансы пациента на максимально эффективное восстановление и возвращение в самостоятельную жизнь.

Сиделки не должны сидеть, уход– это тяжелый каждодневный труд дающий шанс пациенту и его близким требующий от нянечки определенного уровня навыков и знаний. Если нянечка не обладает этим, подумайте за что вы платите деньги…

 

Журавлев К.Д.   Rexab ©

Мы создали обучающую программу, основанную на многолетней практике наших специалистов, опыте зарубежных коллег , а также правилах и принципах работы с тяжелыми пациентами принятыми в международном медицинском сообществе.

____________________________________________________________
Arthroscopic surgery for degenerative knee: systematic review and meta-analysis of benefits and harms (2015): J B Thorlund, C B Juhl,E M Roos, L S Lohmander. BMJ;350:h2747

             Результаты исследований шведско-датской научной группы (2015), посвященные изучению эффективности применения при дегенеративной патологии коленного сустава артроскопии и средств ЛФК, основанные на синтезе и мета-анализе научных исследований, опубликованных за последние 15 лет, свидетельствуют о неэффективности применения артроскопии на фоне неуклонного постоянного роста количества подобных операций во всех странах мира.

Проанализированные тематические исследования показали, что:

— на структурном уровне, врачебные заключения, выданные на основании результатов МРТ, сделанных на пациентах, страдающих от боли и не имеющих ее, практически идентичны;

— наиболее часто встречающимися осложнениями после артроскопии являются тромбоз и различные инфекции (1% на 1200 прооперированных пациентов),

— положительные результаты от хирургического вмешательства малы и исчезали в среднем через 6 месяцев после операции,

— после операции оценка болевых ощущений варьировала от 0,24 до 10 по шкале визуальной оценки боли.

Доктор медицинских наук, профессор Hannu Luomajoki (Institut de physiothérapie, ZHAW Winterthur, Switzerland), комментируя эту статью, отметил, что это исследование очень актуально и важно, т.к. в Швейцарии каждый год выполняется около 20 000 артроскопий по причине травмы мениска и дегенеративных изменений коленного сустава. Причем количество операций неуклонно возрастает, хотя научные исследования неоднократно подтверждали их низкую эффективность.

По данным шведско-датского исследования, результаты мата-анализа эффективности артроскопии равны 0,14, а применения средств ЛФК — 0,5 — 0,64, т.е. эффект физической терапии в 4 раза выше. Если сравнить экономический эффект, то — артроскопическая операция обходится в 3000-5000 швейцарских франков, в то время как применение средств ЛФК – около 700 швейцарских франков.

________________________________________________

ПРИМЕНЕНИЕ КИНЕЗИОТЕЙПИРОВАНИЯ У ТЕННИСИСТОВ 8-9 ЛЕТ, ИМЕЮЩИХ ДЕФОРМАЦИЮ СВОДА СТОПЫ, В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ

Анна Николаевна Холзер, доктор педагогических наук, профессор.
Александр Александрович Джумок, преподаватель, Московская государственная академия физической культуры, п. Малаховка, Московская область.
В статье рассматривается вопрос применения кинезиотейпирования у теннисистов 8-9 лет, имеющих деформацию свода стопы, в процессе учебно-тренировочных занятий.  Охарактеризованы механизмы лечебно-профилактического воздействия кинезиотейпирования, особенности имеющихся техник и видов наложения. Проведен сравнительный анализ нескольких существующих методик кинезиотейпирования при плоскостопии. Предложена оригинальная техника, способствующая поддержанию свода стопы у детей 8-9 лет в процессе выполнения физической нагрузки, которая может быть реализована тренерами-преподавателями или родителями занимающихся.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2014.03.109.p186-191
По данным Всероссийской диспансеризации 2002 года патологии опорно-двигательного аппарата (ОДА) занимают первое место среди заболеваний детского возраста, на протяжении последних лет сохраняется устойчивая тенденция к росту патологии костно-мышечной системы среди детского населения.
Данная проблема актуальна не только в России, но и во всем мире, поэтому заболевания костно-мышечной системы были признаны ВОЗ главным направлением исследований на период 2000-2010 гг..
Распространенность поражений локомоторного аппарата возросла также и у детей, занимающихся спортом. Общепринятое суждение, что занятия спортом способствуют укреплению ОДА, опровергнуто рядом исследователей.
Вместе с тем деформация свода стопы при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом, поэтому вопросы ранней профилактики данного нарушения ОДА у детей заслуживают особого внимания.
Одним из функциональных методов профилактики травм и нарушений ОДА является кинезиотейпирование, которое основано на использовании специальных эластичных лент (кинезиотейпов или к-тейпов), не ограничивающих свободу движения, что позволяет спортсменам продолжать тренировки и соревнования в обычном режиме (Г.М. Загородный), однако в доступной научно-методической литературе рекомендаций по применению к-тейпирования у детей 8-9 лет, имеющих плоскостопие не обнаружено.
 Цель исследования – разработка, научное обоснование и экспериментальная апробация техники кинезиотейпирования голени и стопы у теннисистов 8-9 лет, имеющих деформацию свода стопы, в учебно-тренировочном процессе.
 В основе лечебно-профилактического действия кинези-отейпирования лежат эффекты активации микроциркуляции в коже и подкожной клетчатке, уменьшения болевого синдрома, восстановления функциональной активности мышц и нормализации функции суставов.
Эффект нормализации микроциркуляции связан с непосредственным механическим воздействием аппликации тейпа. Наложенный на поверхность кожи кинезиотейп, несколько приподнимает верхние слои кожи, увеличивая пространство, и создает благоприятные условиям для активации микроциркуляции в соединительной ткани и межклеточном веществе, что способствует выводу продуктов тканевого метаболизма и улучшению лимфотока (рис.1).
рис1
Рис. 1  Эффект от аппликации к-тейпа на кожу и подкожно-жировую клетчатку.
Уменьшение болевого синдрома происходит за счет того, что, во-первых, к-тейп, наложенный на поверхность кожи, раздражает прежде всего тактильные рецепторы и барорецепторы, от которых афферентный сигнал поступает в задние рога спинного мозга, блокируя импульсы ноцицепторов, а, во-вторых, т.к. аппликация к-тейпа механически увеличивает пространство в соединительной ткани, что способствует лучшей микроциркуляции и выведению медиаторов воспаления из патологического очага.
Активация рецепторов кожи способствует активации проприорецепторов мышц, сухожилий и суставов. При нарушении оптимального двигательного стереотипа и мышечного дисбаланса, используя различные методики наложения кинезиотейпа, можно регулировать афферентный поток проприоцептивных импульсов.
К-тейп накладывают от одного конца мышцы до другого. Направление наложения связано с желаемым эффектом. Наклеивание от начала мышцы к месту ее прикрепления, т.е. в направлении мышечного сокращения, способствует большему рекрутированию мышечных волокон и обеспечивает тонизирующий эффект, а наклеивание от места прикрепления мышцы к месту ее начала обеспечивает релаксирующий эффект, способствующий значимому уменьшению числа рекрутируемых мышечных волокон. Различают несколько видов натяжения. В процессе реабилитации в основном используется натяжение 50÷100%, для профилактических воздействий – легкое (15÷25%) и базовое натяжение (с которым к-тейп нанесен на бумажную основу производителем, равное 10÷15%). Различают следующие техники наложения к-тейпов:
мышечная – лента накладывается на мышцу в состоянии максимального растяжения с базовым или легким натяжением;
связочная – связки зафиксированы в состоянии максимального укорочения,- лента накладывается с максимальным натяжением;
фасциальная – к-тейп имеет форму «У» и накладывается перпендикулярно к- плоскости фасции;  коррекционная – лента, как и при связочной технике накладывается с максимальным натяжением;
лимфатическая – к-тейп накладывается веером в направлении от лимфатического ганглия к сторону дистальной части конечности или сегмента конечности с базовым натяжением;
невральная – лента накладывается по ходу нерва в направлении от центра к- периферии;
комбинированная – в соответствии с показаниями, может сочетать в себе несколько техник, например, при растяжении связок голеностопного сустава используют связочную, мышечную и лимфатическую техники тейпирования.
 Поиск информации об использовании кинезиотейпирования с целью профилактики и лечения плоскостопия выявил, что исследователей, занимающихся данной проблемой достаточно мало, а в России нет. Причем все выполненные исследования проведены с участием взрослого контингента, а не детей или подростков.
Так, К.Kase и J. Sijmonsma [13] дают рекомендации по месту и направлению наложения тейпа при плоскостопии аналогичные тейпированию плантарного фасциита, заключающиеся в наложении одной веерообразной полоски с целью поддержания подошвенного апоневроза, а другой i-образной – с целью коррекции поперечного свода стопы для поддержания ее плюсневой части.
Оба автора советуют начинать наклеивание на стопе в положении тыльного сгибания. Однако, если первый автор называет конечными точками первой полоски тейпа дистальные головки плюсневых костей и место на 5 сантиметров выше мышечно-сухожильного перехода икроножной мышцы и рекомендует его наклеивать при полном натяжении, то второй, упоминая дистальные головки и пяточную кость, говорит о базовом натяжении.
При фиксации второй полоски стопа находится в положении максимального тыльного сгибания. Оба автора рекомендуют начинать тейпирование в области 5 плюсневой кости на латеральной части стопы, а заканчивать  на медиальной части стопы в области таранно-ладьевидного сустава или на головке малоберцовой кости. Натяжение на стопе составляет не более 50%, на голени – базовое.
Fernández Román, Castro Méndez и Albornoz Cabello рекомендуют использовать тейпирование при плоскостопии только с целью коррекции пронирования пятки, поэтому предлагают накладывать тейп по ходу задней большеберцовой мышцы, от места ее начала, то есть задней поверхности большеберцовой, малоберцовой костей и межкостной перепонки голени, к месту ее прикрепления – бугристости ладьевидной кости, трех клиновидных костей и основанию пятой плюсневой кости. Тейп накладывается с базовым натяжением.
Авторы обосновывают необходимость тейпирование данной мышцы тем, что это главная мышца, контролирующая объем пронации и обеспечивающая поддержание оптимальной высоты медиального продольного свода во время ходьбы и бега. Избыточная пронация стопы натягивает сухожилие задней большеберцовой мышцы и рефлекторно вызывает ее функциональное ослабление.
Анализ этиологии и патогенеза плоскостопия, а также рекомендаций по выполнению кинезиотейпирования изучаемой патологии позволяет заключить, что эффективным для использования у детей 8-9 лет должно быть наложения к-тейпа с целью нормализации мышц голени и стопы и улучшения кровообращения тканей пораженного сегмента, что является важной составляющей частью в процессе профилактики плоскостопия, поэтому наиболее действенным будет использование мышечной техники к-тейпирования.
Формирование терапевтических зон необходимо осуществлять с легким (10÷25%) или базовым натяжением, потому что данный вид натяжения является наиболее безопасным, при этом способствует улучшению кровообращения и трофики.
К-тейпирование необходимо осуществлять на проекцию областей на передней части голени – передней большеберцовой мышцы, длинной малоберцовой мышцы и короткой малоберцовой мышцы; на задней части трехглавой мышцы голени и подошвенный апорневроз. При наложении к-тейпов использовать простые I-образные аппликации, так как они не требуют точного наклеивания, при этом в должной степени реализуют положи- тельный эффект, поэтому могут быть реализованы и тренерами-преподавателями, но и родителями занимающихся спортом (рис . 2, 3).
                     Рисунок 2                                                               Рисунок 3
рисунок 2  рисунок3
В исследовании приняло участие 40 теннисистов (20 мальчиков и 20 девочек) 8-9 лет, имеющих деформацию свода стопы. Определение высоты свода стопы выполнялось по методике Фридланда.
До начала учебно-тренировочного занятия (УТЗ) высота свода стопы составляла в среднем у теннисистов 3,5±0,4 см, а у теннисисток – 3,4±0,5 см.
Под воздействием учебно-тренировочной нагрузки к концу занятия изучаемый показатель уменьшался у мальчиков – на 14,3%, а у девочек – на 17,6%, различия достоверны (p0,05).
После применения техники к-тейпирования в течение пяти УТЗ 60% теннисистов и 75% теннисисток стали обращать внимание на то, что у них уменьшились болевых ощущений, локализирующиеся в области голени и /или стопы, особенно в районе бугристости ладьевидной кости.
Таким образом, использование кинезиотейпирования в учебно-тренировочном процессе подготовки юных спортсменов позволяет поддерживать еще окончательно не- сформированный свод стопы, препятствуя его чрезмерному уплощению.
ЛИТЕРАТУРА
  1. Великанова, Е.А. Восстановление рессорной функции стопы при плоскостопии / Е.А. Великанова, Д.А. Ефимов, A.A. Тихонов // Биомеханика – 2006. 8 Всероссийская конференция по биомеханике: тезисы докладов. – Ниж. Новгород, 2006. – С. 146.
  2. Жильцов, А.Н. К этиологии и патогенезу статического плоскостопия : автореф. дис. … канд. мед. наук / Жильцов А.Н. – Уфа, 1966. – 20 с.
  3. Загородный, Г.М. Особенности кинезиотейпирования в спортивной практике / Г.М. Загородный, П.Г. Скакун // Современные проблемы реабилитации и спортивной медицины : материалы Республиканской научно-практической конференции, посвященной 50-летию кафедры медицинской реабилитации (31 октября 2012 г.) / Л.А. Пирогова (отв. ред.). – Гродно: Изд-во Гродн. гос. мед. ун-та, 2012. – C. 288.
  4. Касванде, 3. Клиническое значение выраженных функциональных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов / З. Касванде // «Спорт и здоровье». Второй международный конгресс 21-23 апреля 2005 года. Санкт-Петербург, Россия : материалы конгресса. – СПб.: Олимп, 2005. – С. 112-113.
  5. Клюйков, А.И. Тейпирование и применение кинезиотейпинга в спортивной практике : методическое пособие / А.И. Клюйков. – М. : РАСМИРБИ, 2009. – 140 с.
  6. Крамаренко, Г.Н. Основные направления и некоторые итоги в лечении деформаций стоп / Г.Н. Крамаренко //Повреждения и заболевания костей и суставов: сборник научных трудов, М.: [б.и.], 1981. – С. 106-113.
  7. Лагода, О.О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов / О.О. Лагода // Физическая культура. – 2001. – № 4. – С. 11-14.
  8. Мелентьева, Л.М. Физическая реабилитация юных спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата : автореф. канд. … мед. наук : 14.00.51 / Мелентьева Л.М. – СПб., 2007. – 24 с.
  9. Симанова, С.Н. Эффективность лечения детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в условиях ортопедических групп дошкольных образовательных учреждений : автореф. канд. … мед. наук : 14.00.35, 14.00.33 / Симанова С.Н.М., 2010. – 24 с.
  10. Fernández, R. Efectos del tratamiento con Kinesio tape en el pie plano / R. Fernández, M Castro, C. Albornoz. // Fisioterapia Espana. – 2012. – Vol. 34. – № 1. – P. 11-15.
  11. Kase, K. Kinesio taping perfect manual: amazing taping therapy to eliminate pain and muscle disorders / Kase K., Hashimoto T, Okane T. – Albuquerque, NM : KMS, LLC, 1996. – 140 р.
  12. Kerkour, K. Bandages adhésifs élastiques de couleur : description et application pratique / K. Kerkour, J.-L. Meier // Rev Med Suisse. – 2009. – № 5. – Р. 1560-1563.
  13. Sijmonsma, J. Manual taping neuromuscular / J. Sijmonsma. Cascais : Aneid Press, 2007. – 194 p. Статья поступила в редакцию 30.03.2014